Существует достаточное количество психолого-педагогических исследований, в которых доказывается, что проблема интеллектуального развития, равно как нравственного и духовного становления личности, формирования творческой активности и способностей эстетического вкуса лучше всего решается через знакомство и занятия искусством. Через приобщение к ценностям художественной культуры, к творчеству в сфере искусства, через включение в творческую деятельность, где личность свободно самореализуется, а не только упражняется в определенных навыках, театральные коллективы помогают реализовать нравственно-психологические потребности человека и предоставляют поле деятельности для реализации творческого потенциала.
Воспитание участников в театральном коллективе осуществляется в процессе не только обучения актерским навыкам, но и собственно в процессе актерской игры на сцене. Творческая самореализация влияет на формирующийся характер, студийцы легче сходятся с незнакомыми людьми, становятся внимательнее к окружающим, увереннее в себе, уравновешеннее в общении, менее замкнутыми, более общительными.
Способность театрального искусства приводить в системное единство физиологические свойства человека и его духовные проявления, - вот что обуславливает эффективность эстетического, нравственного воспитания в театральном коллективе.
Цель программы: обеспечениекомплексного и гармоничного развития личности участников коллектива (эстетического, интеллектуального, нравственного), раскрепощение личности, воспитание творческой индивидуальности, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Задачи программы:
- Развить и активизировать творческие способности и интерес к практической деятельности в театральном искусстве.
- Развить внутреннюю (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешнюю (чувство ритма, темпа, чувство пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) технику актера в участниках коллектива.
- Развить у участников способность к выступлениям перед аудиторией.
- Развить выразительную речь,привить навыки владения своим голосом, обучитьтехнике дыхания.
- Привить навыки владения своим телом.Научить освобождению мышц, снятию зажимов.
- Сформировать культурные потребности участников.
- Сформировать познавательные интересы и положительные эмоции в процессе занятий.
- Реализовать потребность в межличностном общении.
- Улучшить психологическую культуру взаимодействия с окружающими,помочь в социальной адаптации.
Организация деятельности. Участники разделяются на группы (ступени) по возрастному принципу. Подготовительная ступень 2-6 лет. Детская ступень 7-10 лет. Подростковая ступень 11-17 лет. Взрослая ступень 18 лет и старше. Число участников каждой группы 10-20 человек. Занятия проводятся по 2 академических часа 2 раза в неделю. Академический час равен 30 минутам для подготовительной ступени, 45 минутам для детской и подростковой ступени, 60 минутам для взрослой ступени.
Занятия представляет собой комплексную, адаптированную под конкретный возраст программу обучения театральных вузов и включает следующие дисциплины:
- Актерское мастерство (актер должен уметь ДЕЙСТВОВАТЬ на сцене)
- Сценическая речь (актер должен уметь ГОВОРИТЬ)
- Хореография /сценическая пластика (актер должен ВЛАДЕТЬ ТЕЛОМ)
- Вокал (актер должен уметь ПЕТЬ)
Обучение начинается с занятий в форме тренингов. Это обязательный этап обучения, основа, на которой в дальнейшем создаются номера, композиции, спектакли.
АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО
Предмет направлен на развитие внутренней и внешней актерской техники участников коллектива посредством практического тренинга, который включает в себя упражнения, на развитие:
- внимания
- воображения, фантазии
- чувства правды и веры
- эмоциональной памяти
- способности к сценическомуобщению
- чувства темпа и ритма
- понимания мизансценирования
- мышечной свободы
- мимики и жестов
- артистической смелости
Принцип игры, который лежит в основе тренинга, должен помочь студийцам стать свободнее, лучше понимать других людей, формируется уверенность при общении, развитие интеллектуальных способностей.Занятия также способствуют развитию фантазии, необходимой в любой сфере деятельности.
СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ
Предмет направлен на развитие голосо-речевого аппарата с помощью практического тренинга. Включает в себя следующие элементы:
- Основы гигиенического и вибрационного массажа.
- Работа над дыханием.
- Артикуляционная гимнастика.
- Голосовая гимнастика, работа над дикцией.
В результате занятий заметно улучшается содержание и выразительность речи, умение грамотно излагать мысли
ВОКАЛ
Предмет направлен на развитие голосового аппарата (ровность голоса, чистота интонации, артикуляция, тембр, диапазон, дыхание, резонирование).
Каждое занятие состоит из нескольких частей:
- Распевка
- Артикуляционная и дыхательная гимнастика
- ритмический тренинг
- Работа над голосом и освоением регистров
- разучивание репертуара
- игровая часть занятия (обучение музыкальным детским играм, знакомство с простейшими музыкальными инструментами)
Каждый из этих видов музыкальной благотворно влияет на развитие музыкальных способностей и воспитание музыкального вкуса.
ХОРЕОГРАФИЯ/ СЦЕНИЧЕСКАЯ ПЛАСТИКА
Предмет направлен на общую физическую подготовку актера, а также развитие ритмичности и координации, скорости, темпа и контрастности в движении, пластичности студийцев. Занятия включают в себя следующие элементы:
- Тренаж физического аппарата
- Гимнастические упражнения
- Основы акробатики
- Работу с предметом
- Технику движения в движении
- Основы сценического боя
- Работу над пластическими номерами
Уроки помогают лучше овладеть своим телом, дают выход энергии, способствуют развитию уверенности и самооценки.
ПОСТАНОВКА СПЕКТАКЛЯ
Работа над спектаклем направлена на развитие чувства сцены, навыков публичного выступления, сплоченности, ансамбля у участников коллектива. Постановочная работа включает в себя следующие элементы:
- Наблюдения
- Этюдная работа
- Работа над ролью
- Работа с партнером в процессе репетиций
- Показ
В результате таких занятий студийцы учатся грамотно доносить текст со сцены, строить и воплощать образ, владеть зрительским вниманием, импровизировать, работать в команде. Исчезает страх «быть в центре внимания».
Студия актерского мастерства «Наш театр» строится на следующих принципах:
1. Принцип доступности и последовательности - от простого к сложному. Соответствие возрастным особенностям учащихся, уровню их развития. Постепенное преодоление ступенек в развитии всем коллективом,не останавливаясь на достигнутом.
2. Доброжелательность ко всем и ко всему.
3. Индивидуальный подход к каждому ученику.Учет особенностей личности, а также психических, физических, художественно-творческих свойств каждого обучающегося.
4. Принцип активности. Активизация и развитие творческого потенциала и самостоятельности участников студии.
5.Принцип единства теории и практики. На практике показывается необходимость теоретической подготовки, перед исполнителями ставятся такие задачи, которые заставляли бы постоянно обращаться к полученным знаниям, активно использовать их в деятельности.
6. Принцип систематичности. Знания, получаемые учащимися на разных предметах, взаимосвязаны. Занятия по предметам проводятся регулярно, постепенно углубляя знания и умения учащихся.